Пистолет - хлопушка.
Существовало два варианта: с кольцевым пистоном, и с бумажной лентой. Самыми зачетными пистонами были отдельные кружочки, их приходилось менять при каждом выстреле, зато под них существовало огромное количество пистолетов (чего стоил один только браунинг с надписью «РЖЕВ» на рукоятке). Но суть сводилась к одному. На пистоне размещался заряд, ударяя по которому, курок вызывал оглушительный БАБАХ! с феерическим вспыхом и дымом. Что весьма не одобрялось родителями, в очередной раз прикусывающими себе языки, или роняющими на себя тарелки с кипятком. После выстрела в комнате ещё очень долго воняло серой. Однако, пистончики стрелялись гораздо чаще отнюдь не пистолетами, а пролетарскими кирпичами, гвоздями и прочим, что зачастую приводило к мелким ожогам шаловливых отростков тела.
Отдельные малолетние экстремалы предпочитали раскладывать пистоны на ровной поверхности, после чего резко проводить по ним чем-нибудь твердым (обычно ногтем, отчего была возможность приобрести дополнительные ожоги под ногтями), чтобы пистоны вспыхивали. Особенную радость окружающим доставляло тотальное уничтожение всех имеющихся в запасе пистонов — вонь и смрад в плотно закрытом помещении обеспечены! Хотя можно было просто поджечь такой рулончик спичками. Но их никто не давал детям. Высшим апогеем было сворачивание полосок с пистонами в несколько слоев, водружение этого на твердую металлическую поверхность, и удар молотком с длинной ручкой. Звук сего действа можно было легко попутать с настоящим выстрелом. По аналогии, доставляло размещать цельные рулончики на расстоянии 20-30 см друг от друга на прямых участках трамвайных рельсов. Реалистичный звук пулеметных очередей был несопоставим с ничтожной стоимостью пистонов.
Стереоскоп.
Советский человек мог увидеть «настоящее 3D» задолго до Аватара и прочих I-Max с помощью данного мега устройства. Представлял собой что-то вроде бинокля с прозрачно-матовым экраном, в который заряжались картонные носители с десятком пар картинок — чаще всего раскадровка кукольных мультфильмов. Почти не имел механических частей и поэтому мог прожить в разы дольше любых фильмоскопов, если только не попадал в сильно любопытные руки юного зрителя.
Любой уважающий себя город (а курорт — в особенности) считал своим долгом продавать стереоскопы с внушительным набором стереодиапозитивов, посвящённых себе любимому. Стереоскопы позволяли, вернувшись из тёплого Сочи в родной угрюмск, наслаждаться 3D-воспоминаниями.
Существовали и моноскопы (как правило, в виде домиков, ракушек, яиц, снеговиков или шарообразных хранилищ памяти), с одним единственным фотопозитивом. Зато фотопозитив был с вашим изображением. В большинстве советских квартир эти яйца хранились на сервантах, среди пыльных салатниц и фужеров.
Сабли.
Были, кажется, у всех, исполнялись марсианскими расцветками (как вам синяя сабля в зеленых ножнах?). Клинок полый, конец закругленный, дешево, безопасно и сердито. Можно было безнаказанно взять и рубануть! И получить такой же сабелькой в ответ.
Диапроекторы и фильмоскопы.
Поскольку в СССР видики были далеко не у всех, а по телевизору мультики показывали крайне редко, оставалось довольствоваться диафильмами. На плёнке, похожей на проявленную фотоплёнку, располагались картинки (в основном на тему одноимённых мультиков с аналогичной рисовкой), под картинками был текст. Получалось, что смотришь как бы мультик, но очень медленно и с вырезанными сценами, которые приходилось дофантазировывать. Нынче уж не понять, как такое чудо вообще можно было смотреть. Вечером в комнате выключался свет, фильмоскоп направлялся на простыню, повешенную на пустой стене, и начинался сеанс. Кто-нибудь из родителей заряжал плёнку, настраивал резкость, крутил ручку, меняющую кадры, и читал текст, ибо в таком возрасте главный зритель читал с трудом. Диафильмы были различными… Дитё росло, и со временем само училось читать, включать фильмоскоп, заряжать плёнку и крутить диафильмы знакомым девочкам, представляя себя настоящим киномехаником, тут-то агрегату и наставал конец (на самом деле агрегат очень живучий, но его ахиллесова пята — лампочка, перегорающая только так).
Первые аппараты являлись живым воплощением гиперболоида инженера Гарина. Посудите сами. Форма напоминает пушку. При открытом кожухе взору открывается мощная лампа и суровый увеличитель. Во время работы фильмоскоп время от времени зловеще гудел, как трансформатор, и грелся так, что на нём можно было легко зажарить яичницу. Менять плёнку следовало очень аккуратно, рискуя получить ожоги. Гудение фильмоскопа устранялось хорошим постукиванием по корпусу, от которого, кстати, немного щипало током, если трогать за неокрашенные части. Фильмоскоп приходилось накрывать по бокам тряпочкой, чтобы свет лампы через вентиляционные отверстия не мешал смотреть в темноте. И «зрительный зал» потом долго еще вонял нагревшейся пленкой.
Более современные проекторы делались из пластмассы, и в обращении были проще. Тоже не слабо нагревались — и иногда, при длительном просмотре, появлялся запах плавящегося пластика.
Последняя модификация фильмоскопов уже не являлась проектором, а имела собственный экран, на котором демонстрировала вышеуказанные диафильмы. Появилась она на заре видеосалонов, поэтому так и не стала популярной.
Также существовал совсем детский фильмоскоп похожий на миниатюрную кинокамеру, внутри которой находилась микропленка. Заглянув в объектив и вращая ручку, можно было просмотреть отрезок мультфильма длиной около 15-30 секунд.
А прообраз фильмоскопа появился аж в XVII веке, работал от свечи и носил название «Волшебный фонарь»
Помповое ружье.
Существовало помповое ружье, стрелявшее шариками из жесткого пенопласта размером с теннисный мяч. Представляло собой воздушный насос — две пластиковых трубы, вставленных одна в другую. На конце одной из них, служившей стволом, находилось рифленое резиновое кольцо черного цвета, оно и запечатывалось шариком. После совершения нескольких возвратно-поступательных движений, напоминающих передергивание затвора, шарик под давлением воздуха летел к цели.
Игрушечное оружие фирмы Страуме.
Прибалтийский завод выпускал для игры в войнушку маленькие «Маузеры» и «АК-74», которые громко трещали и мигали красной лампочкой в стволе, а игрушечный ручной пулемет даже протягивал ленту, закольцованную чтобы не потерялась. Кроме узнаваемого Калаша из автоматов выпускался футуристичного вида бластер с подствольным ракетометом. В некоторых моделях находился моторчик, на ось которого был нацеплен согнутый кембрик, который бил по корпусу имитируя стрельбу. Еще имелись автоматы «Томсона» зеленого цвета, обладатель которого сразу повышался в звании в очередных войнушках. В Беларуси кроме них продавались еще и пистолеты, внутри которых при нажатии курка колесико терло по кремню и внутри прозрачного наконечника ствола летали разноцветные искры. Ночью смотрелось круто, днем не так уж.
Возможно, продуктом этой же фабрики был крутой железный ППШ с красным пластмассовым прикладом, имеющий мощную механическую трещотку, имитирующую звук выстрелов.
Арбалет со стрелой с присоской.
Представлял собой, как ни странно, арбалет малой убойной силы. Плечи были проволочные, тетива — толстая леска. Стрелы были пластмассовые с присоской на конце и их было мало. Присоска ни к чему не присасывалась и только ухудшала аэродинамику. Поэтому на улице стреляли в основном самодельными стрелами из палок/веток.
Механический морской бой.
Серьезный агрегат, позволявший при известной сноровке ощутить себя морским волком. Представлял собой прямоугольное поле из стали, имитировавшее воду путём нанесения чередующихся полос разных оттенков лазурного цвета — это нижний ярус. Со стороны каждого из двух игроков во втором верхнем ярусе игрового поля (собственно, это водная гладь) имелись прорези, в которые вставлялись маленькие макеты кораблей. Был оборудован также двумя торпедными аппаратами, конструктивно представлявшими из себя корпус, вращающийся на вертикальной оси, закреплённой в игровом поле. В верхней части корпуса имелось углубление, в которое можно было положить металлический шарик (калибром 6 мм) символизировавший торпеду. После нажатия специального рычажка шарик проваливался вниз, и попадал на наклонный жёлоб, который, по задумке конструкторов, спускался ниже водной глади, и был направлен в сторону вражеского конца игровой доски. Кроме того, в торпедном аппарате имелся самый настоящий перископ в виде наклонного зеркальца; взгляд, брошенный на прицел вертикально вниз, преломлялся вперёд, и устремлялся в туманную даль, где, очевидно, покачиваясь на волнах, следовала вражеская эскадра. Нужно было зарядить торпедный аппарат минимум одним шариком и вращать его вправо-влево до тех пор, пока в перископе не станет виден один из кораблей противника. После этого нажимался рычажок, шарик, набирая скорость, скатывался по жёлобу торпедного аппарата, пересекал по дну коробки пространство под водной гладью, и при особом везении втыкался в подводную часть вражеского корабля, отчего тот вылетал из предназначенной для него щели, и падал вниз, то есть тонул и ложился на стальное дно Мирового океана. Скрытность движения шарика до момента попадания в цель гарантировала эффект неожиданности. Также в оба торпедных аппарата можно было запихать не один, а много-много шариков (так что рычажок еле нажимался) и устроить тотальный перелом в битве. Еще, при наличии достаточного количество шариков, был вариант блиц игры, когда торпеды заряжались и выпускались непрерывно. В такой игре залогом успеха была не точность, а скорость заряжания. Важно было установить игру на как можно более ровную поверхность, ибо в противном случае движение торпеды из поступательно-прямолинейного превращалось в криволинейное со всеми вытекающими.
Электронный морской бой
Электронная версия каноничного бумажного морского боя на советских микросхемах. Имеет четыре поля, по два с каждой стороны. На одном выставляются «свои корабли», а на другом нужно угадывать корабли соперника, используя два ползунковых переключателя с каждой стороны, с помощью которых нужно было вбивать в пульт координаты при установке кораблей и во время игры. Аппарат умел издавать звуковые эффекты: на протяжении всей игры пикал, а при выстреле, попадании или победе издавал соответствующие звуковые сигналы.
Магнитный морской бой
Ничем не отличается от бумажного — лишь освобождает игроков от необходимости чертить и рисовать. Набор состоял из двух одинаковых коробочек, в которых находился запас магнитиков (корабли всех калибров и фишечки черного и красного цвета — «ранен»\"убит" и «мимо»). В крышки коробочек были вмонтированы игровые поля, к которым магнитики и лепились.
Пистолет со стрелой с присоской.
"Супероружия" данного класса существовало множество моделей, но все они по сути работали одинаково. В дуло пистолета засовывается стрела с присоской, которая сжимает пружину и цепляется хвостовой «шляпкой» за крючок, фиксируясь в стволе. Нажатие на спуск опускает крючок и стрела с присоской летит в цель. В чистом виде оружие малоэффективно из-за тяжести стрелы и из-за того, что она была одна. Однако можно было с помощью фломастера (используя как шомпол) зацепить пружину за крючок без всякой стрелы, а потом стрелять всем, что влезет в дуло, например, мелкими камешками и палочками, коих на детских площадках в избытке. Также в качестве замены стрелы использовался обычный деревянный карандаш, у которого с одной стороны делался пропил для цепляния крючка. Пистолет при определенной сноровке стрелял метко и больно.
Существовал и более простой способ существенно повысить убойную силу штатной стрелы. А именно — присоску снять, стрелу развернуть «к лесу задом» и насильно вогнать в дуло до щелчка. Фокус гарантировал такое существенное изменение в кинетике, что оная стрела при столкновении с препятствием могла (и регулярно так и происходило) разлететься на несколько частей. Так что при попадании этой штуки в лоб ощущения были гарантированы самые запоминающиеся.
Был ещё многозарядный вариант револьвера, в барабане которого были подпружиненные поршни. Заряжание производилось с фронтальной части барабана. Пластиковые пульки вставлялись в каморы, при этом пружинки сжимались, после чего нужно было провернуть барабан вручную, уткнув пульку в выступ корпуса. Когда снаряжались все каморы, можно было начинать пулять. От нажатия спускового крючка барабан проворачивался и пулька, под действием пружинки, вылетала (нужно сказать, что весьма недалеко, ибо пружинки были слабоваты). Так как штатных зарядов было ограниченное количество, терялись они быстро. Тогда малолетний стрелок фрагментировал карандаш на кусочки соответствующей длины (по диаметру точно подходили), и пулял ими. Цвет револьвера был разный, материал исполнения — пластмасса. И, конечно же, звезда на рукоятке.
Луноход-Планетоход с ЧПУ прямиком из глубин вселенной.
Представлял собой, натурально, вездеход на батарейках, но управлявшийся по проводам с помощью встроенного пульта. Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу». Обычно такой луноход был один на весь район, так что на его запуск собиралась целая толпа. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое, но с самой короткой программой, и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Питалось техническое чудо не от привычных сегодня батареек типа А, а от плоских в картонном кожухе (батарейки в металлическом кожухе вообще пошли ближе к перестройке, а до этого был сплошной суровый картон). Существовали забавные заводные шагающие луноходы на ножках, похожие на жуков.
Бегемотик-обжорик.
Бегемот нигде не плавал. У него внутри находилась пружинка, которую заводили, вытаскивая изо рта бегемота приманку на прочном шнурке и с колечком. Когда приманку отпускали, пружина начинала раскручиваться, при этом бегемотик быстро шевелил лапками (типа, плыл), а шнурок с приманкой сматывался в его пасть. Фишка состояла в том, что приманка влетала в пасть бегемота, и он, типа, заглатывал её, потому что верхняя челюсть у него прикреплена подвижно.
Волшебный экран.
Весьма любопытный прибор с экраном и парой вращающихся головок. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки специальным штырьком. Одна из головок, отвечала за вертикальное движение штырька, другая — за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок, можно было попытаться изобразить нечто высокохудожественое. Но, как показывала практика, вне зависимости от стараний, всегда получалась какая-то ерунда. Затереть неудавшийся рисунок можно было энергичным встряхиванием приспособления. Известно, что игрушка была слизана с забугорной игрушки Etch-Sketch-Magic-Screen. В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые невозможно было нарисовать без отрыва пера, что вызывало у малолетнего оператора вращения головок тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей.
Пистолет дискомет.
Уникальное средство массового поражения в упор (при удалении от цели более чем на метр — урон чуть более чем никакой). Представляет собой пластиковый девайс, по виду напоминающий смесь макара с браунингом и маузером сразу (советский ребёнок должен был знать разницу!), в который заряжались пластиковые диски, лихо теряемые стрелком сразу после выстрела. Собственно, радость в том, что утерянный боезапас легко компенсировался монетками соответствующего диаметра (идеально подходили доденоминационные рублевые монеты). У тогдашнего пацана был выбор — либо накопить 300—500 шт. таких монет и купить жвачку «Turbo», либо бодро расстрелять весь имеющийся запас из дискомета. Следовательно, область применения тогдашних рублевых монет была очевидна и носила исключительно деструктивный характер. В советское время ввиду крупного размера металлическихх рублей можно было использовать двухкопеечные и 15-копеечные монеты. После чего дальность резко уменьшалась, но зато резко увеличивалась убойность при выстреле в упор. На рукоятке изображена та же звезда, что и на ПМ + угол наклона рукояти а-ля браунинг. Данный образец, несмотря на негрозный внешний вид, очень быстро (с пары попаданий) вызывал уважение у обладателей блестящих револьверов — металлических, красивых, но совершенно безопасных трещеток. Этот пистолетик существовал еще минимум в двух разновидностях, а именно — в виде сильно уменьшенного Вальтера П-38 (без ствола).
Красный конь Советский Буцефал.
Конь был в точности как на картине Петрова-Водкина и сделан из прочнейшей в мире советской пластмассы, которая, как известно, прочнее любого импортного чугуния. Конь был размером чуть меньше, чем сам трехгодовалый богатырь. Копыта коня были подкованы литыми белыми дисками с низкопрофильной резиной, что позволяло юному всаднику развивать первую космическую по коридору коммунальной квартиры. Половые признаки у его мустанга отсутствовали тотально по всей сферической поверхности.
И все же этот конь был бы всего лишь куском пластмассы на колесиках, если бы не одна его изюминка. В основании холки у коня было кольцо. И если потянуть за него как следует и отпустить, монстра издавала демонический кобылиный ржач: «ИИииггоофхтагн!!», — который вызывал преждевременные роды у беременных, приступы энуреза у детей и метеоризма у взрослых, а также в редких случаях сердечные приступы и психозы.
И весь этот однотрековый плеер работал без батареек, да и без электроники вообще. Только меха, только свистулька, только пружина, только хардкор.
Лягушка-убийца.
Невиданный мутант пластмассовой лягушки, пружины и ножниц. Могла использоваться в качестве оружия ближнего боя. Достаточно было показать её издалека какому нибудь знакомому, как он, заинтересовавшись, подходил и начинал осматривать зелёную непонятку вблизи. Неуловимое движение пальцами — и лягушка довольно-таки мощно выстреливала незадачливому товарищу в лоб (при необходимой сноровке можно было даже попасть в глаз), а если представить себе, что режешь ножницами длинный лист бумаги, то можно было закошмарить вовсе. Если же товарищу удавалось увернуться, то под ним была аккуратная кучка свежих кирпичей.
Помимо лягушки, существовал аналогичный паук. И ещё боксёрский кулак, только вместо «ножниц» на конце был этакий пистолетик, преобразующий нажатие на широкий курок в сведение концов пластин (те же яйца, только вертикально).
Авиаконструктор.
Секретная разработка советских КБ, не иначе. Представлял собой набор разноцветных пластиковых деталей, из которых дошкольники и люди постарше могли невозбранно соорудить +100500 модификаций самолетов, вертолетов и других замечательных агрегатов. Основным преимуществом такого изделия, как и всякого другого конструктора, являлась его многоразовость, а также возможность проявить собственную изобретательность и фантазию, что так необходимо для развития мозга ребенка. Стоит также отметить высокое качество данного товара. Несмотря на ядовитую цветовую гамму запчастей, было понятно, что на их изготовление пошло достаточное количество полимеров, что, однако не мешало с лёгкостью ломаться лопастям вентиляторов в руках малолетнего умельца. Были вариации таких конструкторов с моторчиками (крутили винт) или с кошерными выпуклыми иллюминаторами.
Гламурный «За рулём».
Как это работало
Крутейший агрегат, запомнившийся любому рождённому в СССР, после газированных автоматов и октябрятских звёздочек. Представляет собой вращающийся диск, изображающий закольцованную дорогу, по которой движется автомобильчик с магнитиком на пузе. Также существовал автобус с магнитиком. Цель игры — держать автомобильчик строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги более простое в освоении, внутреннее — требует навыка.
Особую годность игрушке придавала передняя панель, имитирующая панель драгоценного советского авто, с рулём, зажиганием и переключателем скоростей. Руль малолетние шумахеры обычно отламывали и гонялись с ним по двору. Мудрые инженеры, предугадывая это, сделали руль съёмным — то есть, отломив, его можно было легко приделать обратно. Зажигание доставляло больше всего, потому что было почти как настоящее, даже ключ можно было по-настоящему потерять. Рычаг переключения скоростей влиял на скорость вращения диска и, соответственно, на скорость машинки.
Дитяти, которым надоело просто гонять по кругу, выдумывали дополнительные моды и апгрейды для своих «За рулёмов». Были маньяки, которые обожали класть на дорогу маленькие игрушки, а потом давить их машинкой. Верхом мастерства считалось на полной скорости проехать огороженный участок в углу дороги, не задев заграждение. Или же остановиться точно в нём, также ничего не задев. Ещё одна фигура высшего пилотажа: на самой большой скорости развернуть машину так, чтобы её зад занесло вперёд и вынесло с другой стороны. При этом машинка делает оборот на все 360 градусов и продолжает движение. Многие практиковали вместо машинки иные металлические предметы (например, шарик), что придавало новизну процессу. Также можно было приладить последовательно больше батареек, и тогда машинка бегала значительно быстрее.
Именно «За рулём» породил столько профессиональных водителей ))). Крутость этого игрища помнится до сих пор.
Даже если двигатель не работал (не крутится диск), не беда — один малолетний гонщик крутит диск руками, а другой вертит баранку и ловит дорогу.
В заключение отметим, что игра «по мотивам» выпускается до сих пор. Однако качество поднебесного пластика не то, устройства хрупкие, выдерживают в лучшем случае пару месяцев интенсивного использования, и всё время эксплуатации ощутимо попахивают полимерами, не говоря уже про нелепые расцветки.
Инерционный гоночный автомобиль.
Брат одной из конструкций советской игрушки-вертолёта с пусковым устройством типа «зубчатая лента».
Представляет собой машинку ретро - футуристического образца с массивным колесом-маховиком в средней части и некрутящимися колёсами в задней. Фигурка гонщика также располагалась перед колесом-маховиком. На оси колеса-маховика сделаны зубцы, а через корпус в этом месте проходит сквозное вертикальное отверстие. В него заправляется пусковое приспособление — пластмассовая лента с зубцами на одной стороне и специальной ручкой на одном конце. Затем ленту резко выдёргивают из машинки, колесо-маховик крутится, и вся конструкция едет. Если бы конструкторы-игрушечники смогли задние колёса сделать крутящимися, тогда трение об пол не останавливало бы машинку так быстро.
Пусковая лента утрачена за давностью лет.
Ещё была инерционная гоночная машинка, за пилотом которой находился красный полупрозрачный пластик. При хорошем разгоне машинки этот пластик нехило светился. Вскрытие показало бы, что за маховиком стояла хитрая конструкция из миниатюрного точильного круга и кремня. При сильном разгоне этот точильный круг высекал искры. Доставляло неиллюзорно, это была мегакруть, а не сегодняшние светодиоды!
Свинец.
Как много в этом слове для сердца детского слилось… И слилось в прямом смысле слова. Помните, как рыскали вдоль гаражей, обыскивали автосвалки в поисках старых аккумуляторов? Раскалывали их и добывали чистый свинец, выколачивали засохший электролит и крошили мягкий металл в консервную банку или в миску, разводили костер и дожидались, когда в банке засверкает жидкий металл. А потом заливали его в форму из глины и делали все, что душа пожелает. От кастетов до игрушек и брелоков. Это опасно, и можно было отравиться, надышавшись парами свинца, тем более если плавить его дома.
Лабиринты.
Почувствуй себя Тесеем, Ариадной и Минотавром в одном флаконе
Английские лорды, дабы вбухать с умом бешеное бабло, звеневшее в их карманах, делали лабиринты из красиво стриженых кустиков на площади в сколько-то гектаров. Простые советские граждане, не располагая такими деньжищами, сажали на шести сотках картошку и морковку. А лабиринтами их обеспечивала советская игрушечная промышленность. Надо сказать, весьма забавными и толковыми лабиринтами.
Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали простенькие одноуровневые лабиринты с прозрачной крышечкой. Тут требовалась лишь элементарная ловкость рук, чтобы перегнать шарик с краю в середину. А можно было просто снять крышку…
Для эстетов выпускались многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра. Чтобы их пройти, нужно шевельнуть серым веществом и элементарно проследить, куда ведут все ходы и выходы на каждом уровне. У некоторых эрудитов были листки из тетради в клеточку, на котором путём анализа движений шарика в лабиринте вырисовывались все хитросплетения головоломки.